Статья 20415

Название статьи

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕПРИВИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Авторы

Раянова Эльвира Талгатовна, старший преподаватель, кафедра публичного права, заместитель начальника отдела обеспечения учебного процесса, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Косая линия, 15а), ilvirat@mail.ru

Индекс УДК

378.1

Аннотация

Актуальность и цели. Последствия, которые влечет за собой негативная роль депривирующих факторов в современном профессиональном образовании, очевидны. Научная актуальность темы обусловлена явной недостаточностью специальных психолого-педагогических исследований феномена образовательной депривации применительно к высшему образованию. Целью настоящей работы является теоретическое обоснование и определение компонентов системы предупреждения депривирующих факторов в учреждении высшего профессионального образования.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута с помощью использования философской и психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам феномена образовательной депривации, а также наблюдениями за образовательным процессом Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, анализом деятельности его субъектов, образовательной среды и всей инфраструктуры вуза. Методологический потенциал включает метод наблюдения и гипотетико-дедуктивный метод, позволяющие определить значимость компонентов системы предупреждения депривирующих факторов в учреждении высшего профессионального образования, а также сравнительный метод, применение которого позволяет сопоставить объективные и субъективные депривирующие факторы в образовательном процессе.
Результаты. Рассмотрены основные аспекты проблемы предупреждения депривирующих факторов, влияющих на профессиональную подготовку. Определены подходы к проблеме изучения феномена депривации, к числу которых относятся личностно-ориентированный, субъектно-объектный, психологический, субъектно-деятельностный, компетентностный. Определены стратегические принципы, соблюдение которых обеспечивает эффективность функционирования данной системы. Определены и прокомментированы основные компоненты системы предупреждения и нейтрализации депривирующих факторов в учреждении высшего профессионального образования.
Выводы. Система предупреждения депривирующих факторов состоит из целого ряда компонентов, в число которых входят методологические подходы к решению проблемы образовательной депривации, стратегические принципы ее решения, учебно-воспитательная деятельность вуза, субъекты образовательного процесса, образовательная среда вуза и его инфраструктура. Вышеуказанная система будет работать эффективно только при постоянном мониторинге за учебной и внеучебной деятельностью студентов, их интересами и жизнью.

Ключевые слова

депривация, система предупреждения и нейтрализации депривирующих факторов, высшее профессиональное образование, методологические подходы, стимулирование интереса, мотивация, субъекты образовательного процесса, инфраструктура и службы обеспечения в вузе, учебная деятельность вуза, воспитательная деятельность вуза.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Боу лби, Дж. Психическое развитие в условиях депривации / Дж. Боулби // Психология развития : хрестоматия. – СПб., 2001. – С. 126–153.
2. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага : Авиценум, Медицинское издательство, 1984. – 335 с.
3. Pringle, Mia Kellmer. The needs of children / Mia Kellmer Pringle. – London : Hutchinson Educational Ltd, 1975. – 178 p.
4. Farthing, G. W. The psychology of consciousness / G. W. Farthing. – Englewood Cliffs, New Jersey : Prentice Hall, 1992.
5. Бережнова, Л. Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Бережнова Л. Н. – СПб. : РГПУ, 2000. – 435 c.
6. Ку дрявцева, М. Е. Возможности творческого развития личности в свете современных тенденций в сфере высшего образования / М. Е. Кудрявцева // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10–12. – С. 2782–2786.
7. Раянова, Э. Т. Предупреждение влияния депривирующих факторов на оптимизацию профессиональной подготовки в ВУЗе / Э. Т. Раянова // Социально-психологические, педагогические и медико-психо-физиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве : сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 28–29 ноября 2013 г.). – СПб. : МИЭП, 2013. – Ч. 2. – С. 163–167.
8. Ку дрявцева, М. Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кудрявцева М. Е. –СПб., 2000. –220 c.

 

Дата создания: 12.02.2016 09:27
Дата обновления: 05.05.2016 13:40